Компьютерные игры и детская агрессия Дата публикации: 21-11-2022, 11:20, количество просмотров: 569 В последние десятилетия компьютерные игры обрели колоссальную популярность. Сюжеты игр захватывают внимание детей всех возрастов. У родителей такая вовлеченность вызывает разные эмоции: от гнева до беспомощности. Мы решили разобраться глубже в теме виртуального мира. Сегодня поговорим о детской агрессии и ее связи с компьютерными играми. Есть ли связь между агрессивным поведением детей и компьютерными играми, в которые они играют?Могут ли такие игры провоцировать ребенка к агрессивному поведению?Что является причиной такой сильной увлеченности виртуальным миром?На эти и другие вопросы MamaLand.by ответит психолог, консультант Джйотиш, расстановщик, арт-терапевт Ольга Цыбовская.Цыбовская ОльгаПсихолог, консультант Джйотиш, расстановщик, арт-терапевтЕсть ли связь между компьютерной игрой и агрессивным поведением ребенка?Связь есть, но не такая прямая, как может показаться на первый взгляд. Давайте я сразу приведу 3 положения, на которые мы сможем опираться впоследствии: Игра сама по себе не является источником агрессии. Человек, приходя в этот мир, уже имеет набор потребностей и некий потенциал агрессии. Новорожденного можно сравнить в каком-то смысле с флешкой с записанной на ней информацией. В составе этой информации есть и данные об агрессии: вес, рост… (смеется). Истинное понимание агрессии. Агрессия часто рисуется как некая разрушительная сила. Но разрушение не является ее сутью. Это скорее форма, которую агрессия может принимать. Изначально агрессия – это внутренняя энергия, энергия жизни, эдакий внутренний ядерный реактор, благодаря которому мы способны хотеть, делать и в принципе жить. Отсутствие агрессии – отсутствие жизни в прямом смысле этого слова. Игра – это способ реализовать свои внутренние потребности безопасным путем. В том числе реализовать агрессию.Т.е. априори агрессия не несет в себе ни разрушительного, ни созидательного контекста?Да, агрессия – это сила, она есть в нас - хотим мы этого или нет. И как любая другая энергия, будь то атомная, электрическая, агрессия нуждается в управлении и направлении. На примере ядерного реактора: чтобы энергия принесла благо человеку, нужно:Сформировать надежную систему управления.Построить каналы, по которым эта энергия будет отправляться. Понять, куда она будет передаваться, на какие цели: это свет в жилом районе города или в промышленном комплексе, а может обогрев теплиц…Так же и с агрессией. Человеку важно иметь навыки управления своей жизненной силой, необходима цель и система ценностей.С атомной энергией понятно, а что за навыки, цель и ценности могут быть у ребенка для управления агрессией?Навыки – это все ваши умения, то, что вы можете делать. Например: молодому человеку пришлось сменить школу в середине года по причине переезда. Переезд, новая школа, новый коллектив – это большой стресс, но одновременно с этим и дополнительный выброс агрессии. Дополнительная энергия нужна для того, чтобы человек мог справиться с поставленной задачей – так функционирует психика. Но чтобы справиться, а значит влиться в коллектив, адаптироваться на новом месте, ему нужно что-то делать. Как минимум, принимать помощь от старших, чтобы оставаться открытым новому. Быть честным с самим собой, чтобы иметь возможность выбирать себе компанию. Просить о помощи, когда трудно. Заявлять о своем мнении. Уметь дружить, в конце концов. Это тоже навык. Помимо базовых навыков, есть специальные: очень хорошо, когда они касаются тех сфер деятельности, которые нравятся ребенку. Например, навык игры в футбол, рисование, танцы – это возможность продолжить заниматься тем, что нравится - пусть и на новом месте, обрести друзей в клубе по интересам, получить их поддержку.Цель – это то, к чему стремится человек. Цели могут быть глобальными, к которым нужно идти годами, а могут быть мелкими. Чем глобальнее цель, тем устойчивее чувствует себя человек. Главное, чтобы цель была своя, а не навязана со стороны. Но не нужно ожидать глобальных целей от первоклассника – функции головного мозга, отвечающие за глобальные цели, в этом возрасте еще не развиты; а вот от выпускника – вполне.Например, в ситуации парня, который сменил школу, целью может быть:Прочитать за год всего Гарри Поттера или организовать клуб чтения среди одноклассников;Стать вратарем местной команды по футболу или собрать свою команду;Нарисовать стенгазету на конкурс или организовать выпуск еженедельной стенгазеты у себя в школе. И пр.При достижении любой из этих целей, задействуется и направляется колоссальное количество агрессии.Система ценностей – это нерушимые внутренние законы. Не воровать, быть честным, уважать чужой выбор, заботиться о младших, помогать по силам родителям, выбирать интересное и др. Когда система ценностей сформирована, она регулирует направление агрессии.Правильно ли я понимаю, что ребенок сам не в состоянии обрести навыки, сформировать цель и ценности?Все так. У ребенка должен быть кто-то, с кем он получит этот опыт. В первую очередь – это родители.Что можно посоветовать родителям в данном ключе?Мне кажется, родители часто недооценивают свою роль в воспитании ребенка, принижают ее или видят в искаженном свете.Как вы помните, человек – это своего рода накопитель с архивом. Давайте пофантазируем. Что мы можем сделать с записанной информацией?Ну, по сути, у нас 3 основных пути: мы можем удалить данные, разархивировать и внести исправления, разархивировать и просмотреть файлы.Согласна.Удалить – означает подавить жизненную силу ребенка и лишить его воли. Подавленная агрессия вызывает огромное напряжение в психике, потому что агрессия не исчезает бесследно, а помещается в своеобразную клетку. Та часть нас, которая должна была быть направлена на цель, становится заблокированной и недоступной для осознания. Компьютерная игра здесь становится местом, куда ребенок убегает от реального мира, где запрещено быть собой, проявлять себя, свои потребности и агрессию. Отсутствие каких-либо желаний у ребенка помимо компьютерных игр – это прямой сигнал родителям о подавленной агрессии.Внести исправления в файлы – значит игнорировать потребности ребенка, не принимать его желания и нужды, не замечать в нем личность со своими особенностями, качествами, характером. Неосознанно или осознанно видеть в нем способ реализовать свои потребности. Хотеть от непоседы спокойствия, в медлительности искать быстроту, из интеллектуала делать актера и др. Та истинная природа ребенка, которая осталась неуслышанной, незамеченной и нереализованной, будет проявляться неосознанно и без управления, в том числе в компьютерных играх. Это отчасти и есть то, что люди называют агрессивным поведением.Потребности, так или иначе, должны быть удовлетворены, в том числе потребность в проявлении агрессии. Компьютерная игра несет в себе компенсаторный эффект. Ребенок уходит в другую реальность и там реализует свою внутреннюю энергию. Проявляя агрессию в игре, ребенок получает некое облегчение его внутреннего напряжения. Одновременно с этим, чем больше он играет в игру, тем больше становится канал его агрессии. Но осознания не происходит, а значит и возможности управлять и направлять свою жизненную силу тоже. Таким образом, в контексте агрессии игра выполняет двойственную роль: снимает внутреннее напряжение от запертой агрессии и одновременно с этим увеличивает ее поток.Разархивировать и просмотреть файлы – значит увидеть ребенка таким, какой он есть, принять его жизненную силу, понять потребности и врожденные свойства.И задача родителя, конечно, не подавить неугодное, не заставить делать то, чего хочет он, а раскрыть качества своего ребенка и направить по его собственному пути. Увидьте, сколько в этом должно быть заботы, принятия, терпения, любви…Это не так просто осуществить. Ведь изначально с такой же заботой кто-то должен был отнестись к вам: вашим потребностям, качествам, возможностям. Идеально – ваши родители. Но реальность такова, что мало кто действительно получил в семье правильное отражение и направление. Чаще всего сегодняшние родители сами находятся в дефиците, как и их родители. Дефиците любви, принятия, признания, навыков, а соответственно и целей. И передают такую модель отношений своим детям. И самое простое, что можно сделать – это убежать в виртуальный мир.Какой здесь может быть выход?В сегодняшней ситуации важно не просто учиться проявлять агрессию приемлемым для общества способом. Хотя это тоже важно. За это отвечают все те же навыки, цель и система ценностей. Гораздо важнее посмотреть глубже в сами ценности. Иногда даже подвергнуть сомнению сложившееся мировоззрение по отношению к себе, своей семье, ребенку и миру в целом. От того, через какие ценности, установки мы воспринимаем ситуацию или человека, будут зависеть наши действия. Если эти установки изначально разрушительные, то поведение будет соответствующим.Самой главной проблемой человека как родителя является уверенность в том, что ребенок – это его собственность. У родителей, чаще встречается у матерей, есть иллюзия, что их сын или дочь принадлежит им.Как это проявляется и как это можно отследить в своей семье?Проявляется в разной степени: от «Я сказала – ешь», до «Хочу, чтобы мой ребенок был самым счастливым».Неожиданно. Я замечаю, что сейчас многие родители хотят, чтобы их дети были счастливы и стремятся сделать для этого все или даже больше. Можно подробнее: почему стремление к счастью для своих детей – это про собственничество?О счастье мы судим исходя из собственного понимания. Но то, что является счастьем для нас, не означает счастье для ребенка. Учитывая тот факт, что ребенок – это не чистый лист, а носитель собственных потребностей, свое счастье он может ощутить только если будет реализовывать свои желания. Но если у родителя присутствует идея счастья его чада, он не услышит ребенка, он будет слышать свою идею. Например, счастье в понимании родителя заключается в материальной обеспеченности. Поэтому профессия для сына или дочери выбирается с точки зрения уровня дальнейшего дохода. Сейчас в лидерах программисты. Но таково ли это для ребенка? Кто-то считает, что без определенного статуса в обществе счастье невозможно. Поэтому ребенок идет учиться модному виду спорта, а не играть на цимбалах, как он того хотел. Для кого-то счастье – это чтобы их ребенок не отставал от сверстников, поэтому курсы, школы раннего развития присутствуют в жизни чада уже в 2 года. Чьи ожидания и желания реализует в этом случае родитель? Свои.Исходя из того, что человек всегда судит о других только из собственного восприятия, критерий «Все для счастья ребенка» не работает во благо ребенку, им нельзя руководствоваться при принятии решений.Более того, счастье – это не то, к чему можно прийти, поставив себе такую цель. Потому что счастье – это то, что может сопровождать цель, если она выбрана правильно.Тогда если счастье не критерий, что может им быть?Критерий действительно должен быть, а точнее - ориентир. Ориентир – это что-то большее, чем личность родителя, то, что будет давать опору в мировоззрении и поступках. Таким ориентиром может стать как внешний представитель: учитель, наставник, духовное лицо; так и внутреннее понимание: истина, Бог, Род, знание. Важно понимать, что ориентир – это не просто пример для подражания. Это тот, перед кем семья готова нести ответственность: исполнять волю, отвечать за свои поступки.Простым кумиром здесь не обойтись. Это большая и глубокая работа, в первую очередь, для родителя. Если говорить о ребенке, какое место занимает воспитание в таком случае? И что оно подразумевает?Такой подход не отменяет воспитание, не отменяет границы, нормы и правила. Он показывает нам точку, с которой необходимо начинать. Эта точка – мы сами. Воспитание необходимо, но вопрос, что мы понимаем под этим. Воспитание может быть только на собственном примере в личном взаимодействии с ребенком. Это значит, что вы не просто говорите: «Хватит сидеть за компьютером!» и ждете, когда это случится, а если не случилось - наказываете. Так не работает.Важно:чтобы ребенок видел, как вы сами счастливы в жизни, как у вас горят глаза от того, что вы делаете.чтобы он имел возможность быть участником этого процесса. Если не своим действием, то хотя бы в разговоре за ужином.дать ребенку направление для реализации именно его потребности. И вначале это не всегда какой-то кружок. А открытость и искренний интерес к своему ребенку: какой он на самом деле? Чего хочет? Что ему необходимо?Ольга, наша беседа с вами оказалась намного глубже и шире, чем выявление связи между детской агрессией и компьютерными играми. Мы обсудили темы семьи, развития ребенка, его воспитания. Если подводить итог всему сказанному выше, какие рекомендации можно дать родителям, чтобы они могли правильно направлять своего ребенка?Для начала я бы выделила три важных пункта:Осознать, что дети не принадлежат родителям, они принадлежат Богу или Роду в его лице. Родитель – это тот, кому доверили воспитание ребенка на пути его взросления. Тогда у родителя тут же возникает ответственность перед тем, кто больше его. А значит и ответственность за того, кто меньше. За своего ребенка. Благодаря такой ответственности приходит и внутреннее понимание, как действовать в той или иной ситуации. Сместить фокус внимания. В ситуации с компьютерными играми внимание родителей на играх, т.е. на компенсаторной функции, а не на причине. А причина – в отношениях в семье, в системе ценностей, мировоззрении, жизненных принципах. Важно увидеть, чем живет ваша семья, какими ценностями, устоями, что является главным, какая ответственность у каждого члена семьи. Что вы сами транслируете своему ребенку, каким примером являетесь для него. И, возможно, сейчас самое время что-то изменить.Определить свою цель, цель семьи. Если ее нет, необходимо направить внимание на ее поиски. Цель дает семье цельность, т.е. целостность. Ребенок, развиваясь в такой семье, впитывает в себя модели поведения родителей и на подсознательном уровне имеет в своей психике основу для зарождения своей цели, а значит и возможности направить агрессию.Спасибо, Ольга, что поделились с нами своим взглядом на такие важные темы.Мнение:В моей семье папа был спортсменом, плавцом. Он очень много времени уделял тренировкам. Но я никогда не чувствовал себя обделенным. Вся наша семья была вовлечена в процесс его стремления к победе. Мама всегда говорила нам о папе, какой он у нас герой, водила нас на соревнования. Это незабываемое ощущение, когда родные и близкие объдинены общей целью. И сейчас моя жена так же поддерживает меня, хотя я не являюсь чемпионом. Я менеджер по продажам, но я вижу, как она гордится мной и поддерживает мою цель получить повышение.Кирилл, 36 летИнтервьюер: Митрюшкина ЮлияСледите за нами в Instagram, подписывайтесь на наш Telegram-канал! Оставить комментарий Отправить комментарий Афиша Развлекательная программа Настоящие друзья: открытие летнего ... Развлекательная программа День Рождения в Парке Животных г. ... Выставка Музей мороженого и сладостей Спектакль Кукольный спектакль "Волк и семеро ... Представление, шоу Дельфинарий. Шоу дельфинов, морских ... Представление, шоу Семейное шоу "Пираты Минского моря" Выставка Выставочный проект «Страсти по ... Спектакль Балетный спектакль “Спящая красавица” Выставка Благотворительная ярмарка «Добродел» Обучение Свободная игра или игра понарошку Событие Семейный однодневный поход "В поисках ... Обучение Мастер-класс по рисованию песком на ... Развлекательная программа Интересные субботы «Космическая ... Событие Однодневный семейный сплав "Ислочский ... Событие Двухдневный семейный поход "Голубые ... Событие Однодневный семейный поход к ... Событие Однодневный семейный сплав по р. ... Представление, шоу Автошоу «Тачки» Кино, мультфильм Летучий корабль Представление, шоу Ледовое шоу «Сказки Евгения Плющенко» Выставка Выставка роботов RoboPark Событие Детский клуб дневного пребывания ... Представление, шоу Шоу "Магия фонтанов" Выставка Выставка живых экзотических бабочек Выставка Маленький незабываемый тур «Котики — ... Спорт Идет набор в детские и взрослые группы ... Спорт Отбор юных футболистов в СДЮШОР ... Развлекательная программа Игра-приключение (квест) "В поисках ... Выставка Музей занимательных наук "ЭКСПИРИмЕНтуС" Выставка Выставка "Организмус" Обучение Детский клуб. Английский язык в игровой ... Обучение Детский клуб. Китайский язык в игровой ... Читайте также В Минске стартует новый сезон велопроекта "Першы Ровар 2024": программа фестиваля Причины появления розацеа. Профилактика лечения Куда поехать на выходные в Беларуси с семьей: 3 красивых места "Песочница" в Минске готовится к открытию нового сезона: гостей и жителей столицы здесь ждут 30 апреля Стартуют новые сезоны 2024 «ПЕРШЫ РОВАР» и «VIVA KOLA ART» 50 вещей, которые должен уметь каждый мужчина